Дата и время
- - - - - - - - - - - - - - - - -

Богатство Ислама — в богатстве народов

21 ноября 2015
article61.jpg

О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга (Коран, сура 49, аят 19).

Все мы с детства знаем, «с чего начинается Родина». Она, Родина, для человека начинается с близких, с друзей. С родной культуры. С родного языка. Наша страна с более чем 500 народностями, проживающими на её территории, всегда была Родиной не только тем, кто русский по крови. Татары, украинцы, чуваши и буряты – множество людей, независимо от религии и языка, считают себя частью единой общности – общности под названием «русские». Для нас 1/6 суши, именуемая Россией – больше, чем просто адрес в паспорте; для нас Россия – это сама жизнь.

Кстати, а с чего начинается Ислам? С людей, которые его исповедуют. Ведь «пред Аллахом самый уважаемый – тот, кто самый богобоязненный» (сура «Семейство Имрана», аят 76). К сожалению, сегодня, представители многих народов, исповедующих Ислам, мало внимания уделяют своей национальной культуре. А ведь именно с ней, с культурой, теряется и самосознание.

Сегодня, мы побеседовали с удивительным человеком. Его зовут Алан, по национальности он – татарин. Алан необычен тем, что, несмотря на свою занятость, он прививает своим детям и близким родную татарскую культуру.

- Добрый день, уважаемый Алан! Расскажите побольше о себе.

— Добрый день! Человек я средних лет, мне 36. По национальности я – чистокровный татарин, можно сказать, плоть от плоти своего народа.

С самого раннего детства, я рос в атмосфере татарского языка и культуры. Это было не какое-то праздное желание – моя мама выросла в национальном татарском селе, под Набережными Челнами. В юности, я переехал на Дальний Восток. Здесь же я и построил свою карьеру.

Дважды был женат. В первом браке, у меня родился сын, Салават. К сожалению, через год, я развёлся со своей первой супругой и Салават, по российским законам, остался с ней. Через несколько лет, вступил во второй брак. Имею в нём сына, Дамира.

Сегодня, очень многие татары забывают свои национальные корни. По данным Росстата, к примеру, более 75% молодых татар не умеют даже элементарно изъясняться на родном языке. Скажите пожалуйста, что движет вами? Почему вы не забываете свою родную культуру – но, наоборот, несёте её своим детям и знакомым?

— Вы знаете, я ведь вырос в исконно татарской семье. С детства, помню, нас с братом учили: дома говорить только на татарском! Мама, несмотря ни на что, всегда воспитывала в нас гордость. Гордость за то, что мы – татары – один из самых знаковых мусульманских народов не только России, но и всего мира!

Это потом, во взрослом возрасте, я понял, что татарский ≠ мусульманский. А вначале, в детстве, Ислам для меня был исконно татарским. Понимаете? Я стал мусульманином через свою родную культуру, через свой язык! Именно поэтому, я, будучи правоверным, не имею права забыть свои корни – корни, которые помогли мне прийти в Ислам.

- Хотелось бы узнать, как ваши друзья и знакомые, как ваши коллеги относятся к вашей религиозности, к вашей татарской самоидентификации?

- (Улыбается) Ну, про религиозность громко сказано: я, конечно, верующий человек, но, к сожалению, не всегда мне получается в полной мере выполнять требования религии.

А вообще, знаете – я горжусь тем, что я – мусульманин! Да, пускай не всегда у меня всё получается в плане религии – но я стараюсь. К примеру, едучи в машине на работу, стараюсь делать зикры – поминания Аллаха.

Все мои знакомы, все мои коллеги к Исламу относятся очень хорошо. Несмотря на ту истерию, которую поднимают вокруг нас в СМИ – они сохраняют здравость ума и видят в Исламе созидательное начало.

- Да? (удивлённо) А почему, если не секрет? Сегодня ведь быть исламофобом модно…

— Тут помогает личный пример.  Одно дело – «мусульманин» в газете: злой, дикий, туповатый… Другое дело – когда окружающие видят верующего перед собой каждый день. Видят, как он с тобой общается, как он себя ведёт, что он с «поясами шахида» не бегает по улице. С таким подходом люди начинают понимать, что настоящий Ислам – это не какая-то секта, а вполне себе мирная религия.

Самое обидное – что в подобном «диком» образе виноваты мы, верующие. Посмотрите на умму! Многие мусульмане закрыты, необщительны. Образованных людей катастрофически мало. Мусульмане идут за лёгкими деньгами – в торговлю, в сферу услуг. Там же, где сложно – в науке, в искусстве – нас очень мало.

- А как ваша жена относится к тому, как вы воспитываете своего сына? Она не против?

— Нет, наоборот: она только «за»! Кстати, именно жёны (и в первом, и во втором браках) настаивали на том, чтобы сыновьям давали татарские, аутентичные имена!

С самого начала, я сказал своей жене, и первой, и второй: сын будет воспитываться в Исламе, в татарской культуре! С самого рождения, я старался сделать всё, чтобы и Салават, и Дамир взрастали в исламской вере.

- Объясните поподробнее.

— У нас, у татар, существует обычай – имянаречение. Через несколько дней после рождения ребёнка, мы приносим дитя в мечеть, где хазрат (или имам) даёт ему исламское имя, нашёптывая на ухо молитву. Так вот, оба моих сына прошли этот обряд. В первом случае, имянаречение делала уважаемая Наиля-апа. Во втором случае (совсем недавно) – Салим-хазрат Жигарь.

К сожалению, в последнее время, с Салаватом я общаюсь не очень часто, как следствие – я не могу привить ему татарскую культуру. Надеюсь, с Дамиром такого не случится.

- С высоты прожитых лет, что вы можете сказать об умме? Какие проблемы стоят перед нами? Каковы, на ваш взгляд, пути их решения?

— Главная проблема, которая у нас есть – отсутствие единства. Нас много – и мы все рассеяны.

Вот, к примеру, сколько в России существует единых православных организаций? Одна-единственная РПЦ. А сколько мусульманских «управлений» у нас есть? ЦДУМ, Совет Муфтиев, множество местных религиозных «фондов» и «джамаатов». Все говорят о своих мирных намерениях, о просветительской деятельности. Но в тихом омуте, как известно…

Многие знакомые говорят мне: почему мусульмане в Хабаровске неактивны? И действительно: только одних татар – 30 тысяч! А теперь вопрос: сколько исламских магазинов есть в 600-тысячном Хабаровске? Много? Сколько у нас есть «центров силы» — управлений мусульман? ДУМДВ, шиитская община, кавказский джамаат, после 2014 – «управление» под эгидой Хамзы-хазрата… Мы всё ссоримся, грызёмся между собой – а наши недруги только руки потирают.

- Какие меры вы предлагаете для решения проблемы разобщённости?

— Самые что ни на есть решительные. Мусульманам, несмотря на все их противоречия, следует создать единый координационный орган – Мусульманский Совет региона. Задачи Совета максимально конкретны:

  1. Создание и поддержания «культурно-просветительских» центров, основная задача которых – рассказывать людям об Исламе и культуре/языке народов, его исповедующих. Организовать такой центр можно и на базе действующей мечети;
  2. Создание ответственной группы из представителей всех мусульманских движений. Ответственная группа делает предложения от лица мусульманской уммы Хабаровска правительству края – таким образом, происходит учёт мнения всех верующих города. Важно, чтобы у ответственной группы была обратная связь с уммой: регулярно должен делаться срез общественного мнения, регулярно ответственная группа должна собирать мнение простых прихожан;
  3. Создание независимого мусульманского фонда. В идеале, данный фонд будет собирать закят и благотворительные пожертвования прихожан и неравнодушных людей. Каждый семестр (3 месяца), фонд будет публиковать подробный отчёт о своей деятельности – сколько собрали, на что потратили.

У нас ведь как обычно: стоит появиться кому-то инициативному – и он тот час же начинает кричать на каждом углу «Я главный! Я знаю, как надо!». Все хотят власти – но никто не хочет ответственности. Объединись мы – и давно в Хабаровске была бы и мечеть, и полноценная площадка для курбана, и хорошее медресе, а не 1,5 класса…

- Алан, а что бы вы могли предложить для того, чтобы продвинуть татарскую культуру в массы? Сделать её популярной не только среди татар, но и вообще, в мире?

— В принципе, методы популяризации татарской культуры совпадают с методами решения проблем уммы. Главное, для начала – объединить всех татар в единую структуру. После этого – провести комплексное исследование и понять, сколько где татар и как с ними взаимодействовать. Далее – организовать хорошую обратную связь. Затем, в рамках единой организации – начать продвигать различные проекты.

При этом, внедрение какой-то инициативы не должно быть самоцелью. Цель – развитие татарской культуры в общем. Мы обязаны не останавливаться на двух-трёх косметических мерах вроде организации Всероссийского Сабантуя или перехода на иске имля – старое арабское письмо для татарского языка.

- Напоследок, что бы вы хотели пожелать нашей умме?

— Для начала – поздравляю всех с Курбан-байрама! Этот праздник – живое напоминание всем мусульманам о самопожертвовании и умении проявлять смирение.

А вообще, у меня есть голубая мечта – создание в Хабаровске Соборной Мечети и общемусульманского культурного центра. Поэтому, желаю всей умме единства и сплочённости. Хватит радовать наших недругов – будем же едины и докажем Дальнему Востоку, что мы, мусульмане – не пустой звук, но реальная созидательная сила нашей Родины!

- Благодарю вас за интервью, Алан! Дай вам Бог здоровья!