Дата и время
- - - - - - - - - - - - - - - - -

Ураза / Пост

11 ноября 2015
article46.jpg

ПОСТ В ИСЛАМЕ

 


Пост (Ураза) — это воздержание от приема пищи, воды и половой жизни в светлое время суток во время мусульманского лунного месяца Рамазан.


Месяц Рамазан – месяц поста, время, отведенное для выполнения одного из религиозных долгов мусульманина. Во время месяца поста предполагается воздержание от еды и питья от восхода солнца до его заката. Пост длится целый месяц по мусульманскому календарю, который использует исчисление лунного месяца, посему Рамазан поочередно выпадает на все времена года, что делает каждый пост испытанием в силу специфики вновь подошедшего климата. Кроме физиологического оздоровительного эффекта ураза призвана также заставить человека, живущего в сытости и достатке, подумать о тех, кто лишен самого насущного. Жизнь быстра и напориста, порой даже для самого благого порыва мы не находим времени и забываем о нем. Пост же помогает на собственном примере осознать каково это: испытывать голод и нужду. Подобная практика позволяет воспитывать в человеке сочувствие и милосердие к неимущим.


Также помимо очищения организма, человеку предоставляется возможность очищаться и духовно. В течение Рамазана мусульманин соблюдает не только пост живота, но и пост глаз, пост слуха, пост языка, пост мыслей. Соответственно, это период воздержания от непристойного и мерзкого для человеческой морали как своим зрением, так и своим слухом, удержание себя от пустословия, клеветы и сплетен, обид и споров, дурных мыслей и домыслов.


Положение о посте, как и намаз, распространяется на мужчин и женщин. Однако Всевышний Аллах мудро назначил пост лишь тем, кто осознает его и в состоянии его соблюдать:


«В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (2:185)

 

Для других же Он позволил послабления, либо и вовсе не вменил пост в обязанность. К таким категориям людей, безусловно, относятся малые дети, умалишенные люди, немощные старики, люди с хроническими заболеваниями, беременные и кормящие матери (переносящие пост на несколько месяцев без греха в этом). Некоторым из них позволено возместить пропущенные дни, накормив нуждающихся. Другим же разрешено перенести пост на некоторое время до тех пор, пока не появится возможность компенсировать пропущенное.


Дисциплина, кажущаяся на первый взгляд довольно строгой, содержит в действительности много пользы и мудрости. Мы видим это как в порядке совершения поста, так и в его результате. Элементарными примерами здесь служат развитие силы воли, огромный позитивный физиологический аспект, острое осознание некоторых из социальных проблем, что вызывает желание изменить ситуацию, добавляет человеку ответственности в обществе.


Целью человека, имеющего намерение держать пост – подчинение своего тела разуму и духу, которые стремятся к послушанию своему Творцу. Две вечно спорящие категории – духовное и материальное. Проходя через их поединок, человек, желающий достичь гармонии и баланса между ними, укрепляет свой дух, не теряя при этом и материального.


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПОСТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ  


ФИКХА — ИСЛАМСКОГО ПРАВА


Условия, когда пост становится обязательным для человека:


1.Быть мусульманином.


2. Достижение совершеннолетия (по шариату со времени половозрелости).


3. Быть разумным.


4. Знание об обязательности поста – для человека, принявшего Ислам в немусульманской стране, где у него мало возможностей получать знания по Исламу.


Условия для действительности поста:


1. Воздерживаться от еды, питья и сексуальных отношений от рассвета до захода солнца.

 

2. Выразить намерение на пост.


3. Отсутствие религиозных препятствий к соблюдению поста: женщинам, в частности, быть свободными от месячных/ послеродовых кровотечений.


Категории людей, которые освобождаются от обязательности поста:


1.Душевнобольные и умственно-отсталые люди.


2.Дети, не достигшие совершеннолетия.


3. Путники (люди, которые выехали за пределы своего населенного пункта более, чем на 88 км и собираются оставаться в месте пребывания не более 15 дней).


4. Временно больные люди (которые могут восполнить пост позже).


5. Беременные женщины или кормящие матери, которые опасаются за свое здоровье или здоровье ребенка.


6. Женщины с месячными или послеродовыми кровотечениями.


7. Старые люди или имеющие хронические болезни (у которых мало надежды, что они смогут восполнить пост):


1) В этом случае им следует выплатить компенсацию за каждый пропущенный день поста, с намерением, что если они когда-то выздоровеют, им следует возместить все пропущенные посты.


2) Если человек беден, он должен просить у Аллаха прощения за невозможность держать пост.


Время поста


Во время уразы принято вставать ещё до утреннего совершения молитвы, чтобы съесть завтрак. Такая процедура принятия пищи до восхода солнца называется сухуром. Святой пророк велел правоверным не пренебрегать им, потому что он придает сил тем, кто занимается тяжелым физическим или умственным трудом. В противном случае, пост может обернуться вредом для человека. Завершить сухур рекомендовано до свершения утренней молитвы – фаджра, чтобы не опоздать к времени поста. В течение всего дня, до наступления сумерек, постящийся обязан проводить в полном ограничении, без пищи и воды. Прервать его он обязан со времени вступления вечерней молитвы. Разговеться - совершить ифтар, рекомендовано глотком пресной воды или фиником. Рекомендуется прервать пост вовремя, не откладывая на потом. После принятия воды и финика не нужно сразу же принимать пищу. Сначала необходимо совершить вечерний намаз, а уже потом дозволено приступить к ужину – ифтару. Запрещается есть до отвала и объедаться. Нужно принять ровно столько, чтобы удовлетворить чувство голода. Ведь в противном случае пост потеряет свой смысл. А он, как известно, нужен для воспитания телесной похоти.


Действия, которые делают пост недействительным:


Они делятся на две категории:

1) Когда есть обязанность лишь возместить - «када» - пропущенный пост;

2) когда нужно возместить пост и искупить грех - «каффарат» - за пост.


Када — это возмещение испорченного поста день в день.


Каффарат — это искупление греха за испорченный пост в месяц Рамазан.


Каффарат выполняется следующим образом:


1. Поститься 60 дней без перерыва.


3. Накормить 60 бедняков двумя видами пищи (или заплатить эквивалентное денежное возмещение).


Согласно мазхабу Абу Ханифы, каффару нужно возмещать именно в данном порядке, так что денежное возмещение дозволено отдавать лишь тем людям, которые не в состоянии держать пост 60 дней подряд (например, по болезни).


Действия во время поста, требующие возмещения - «када» и искупления - «каффарат»:


а) Осознанное и намеренное вступление в интимную связь.


Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху): «Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал: - О Посланник Аллаха! Я погиб! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил: - Что случилось? - Я вступил с женой в интимную связь во время поста, - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил: - Можешь ли ты держать пост два месяца подряд? - Нет, - ответил человек. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросил: - Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков? Человек снова ответил: - Нет. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) с корзинкой, полной фиников, и спросил: - Где тот человек, который спрашивал меня? Человек сказал: - Я здесь. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему: - Возьми это и раздай как садака. В ответ человек сказал: - О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя. В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал: - Тогда возьми финики и угости ими свою семью.


б) Осознанное и намеренное употребление пищи или того, что к ней относится.


К этой категории относится употребление пищи, питья, всех видов алкогольных напитков и наркотиков. Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки. По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.


Действия, требующие только «када».


Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:


а) Употребление еды или питья по ошибке.


б) Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.


в) Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.


г) Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).


д) Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне.


е) Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.


ж) Нарушение поста по принуждению.


з) Прервать пост вследствие сильного голода или жажды (когда человек чувствует, что ему станет плохо, если он не прервет пост).


и) Принять лекарство вследствие ухудшения болезни.


к) Когда человек нарушает пост после неумышленнного приема пищи, воды или вступления в половые отношения, думая, что его пост нарушен.


л) Если кусочек пищи вынимается изо рта, а затем помещается обратно в рот, пост нарушается, независимо от его размера.


м) Семяизвержение вследствие поцелуев или объятий с женой (иных действий, кроме супружеских сношений).


н) Мастурбация.


о) Умышленное вызывание рвоты (с заполнением рвотой рта).


п) Наступление месячных или послеродовых кровотечений


Вещи, которые не нарушают пост:


1) Еда, питье, курение или вступление в интимные отношения по забывчивости.


2) Случайная рвота.


3) Использование крема, масла, косметики или иных веществ, которые наносятся на кожу.


4) Купание.


5). Анализы крови или хиджама.


6). Быть в состоянии большого осквернения после рассвета.


7) Чистить зубы зубной пастой.


8) Проглатывать кусочки пищи, застрявшие между зубами, размером меньше горошины.


9) Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.


10) Поцелуи между супругами или иные игры, если нет опасности, что они могут привести к близости или семяизвержению.


11) Семяизвержение, которое произошло при взгляде на супругу


Действия, которые считаются макрух (нежелательными) во время поста:


1.Жевать нечто, что не имеет вкуса, к примеру жевательную смолу или глину.


2. Пробовать еду на вкус во время приготовления пищи.


3. Собирать слюну во рту и проглатывать ее в большом количестве.


4. Пользоваться зубной пастой (поскольку есть опасность проглотить ее).


5. Сплетничать, устраивать ссоры и сквернословить.


Действия, которые считаются мустахаб (поощрямыми) во время поста:


1.Открывать пост сразу после азана.


2. Задерживать сухур до последней части ночи.


3. Делать как можно больше благих дел.


4. Отвечать тем, кто ищет ссоры, «Я держу пост».


5. Читать дуа во время ифтара.


6. Открывать пост водой и финиками.


САДАКА ФИТР — МИЛОСТЫНЯ РАЗГОВЕНИЯ


Фитр — это милостыня, выплачиваемая по завершении месяца поста Рамазан.


По завершении месяца Рамазан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.


Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Раздавайте, чтобы им в этот день не приходилось просить». Поэтому Шариат обязал выплачивать эту милостыню. Считается, что фитр совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Абдуллах ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим».


Кто должен давать садака Фитр?


Раздача садака разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении. В отличие от заката наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязанности раздачи садака разговения. Так, например, если малолетние дети или люди, лишённые рассудка, располагают какими – либо средствами их опекуны должны раздать милостыню разговения от их имени.


За кого нужно давать милостыню разговения?


Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.


Муж не обязан раздавать садака разговения за свою жену, поскольку его права не распространяются на её финансовые и имущественные дела. Мусульманин не обязан также раздавать садака за своего взрослого и разумного сына, поскольку права отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полными уже не являются. Таким образом, мусульманину следует раздавать садака разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяются его права.


Сроки выплаты


Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха). Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.


Количество выплаты


С каждого человека выплачивают по пол-саа пшеницы муки, изюма или их стоимость. Половина саа пшеницы соответствует 2 - 2,25 кг. Ученые ханафитского мазхаба считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывают свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде.


Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город.


МОЛИТВА «ТАРАВИХ»


Помимо поста, во время Рамазана есть еще один особый вид поклонения присущий только этому месяцу — это выстаивание по вечерам коллективной молитвы «Таравих».


Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения, тому будут прощены предшествовавшие грехи».


Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».


Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально.


О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба». Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».


Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.


По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.