Дата и время
- - - - - - - - - - - - - - - - -

ХИДЖАБ КАК СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА

18 февраля 2017
article273.jpg

В последнее время, мы всё чаще слышим слово «хиджаб» в негативном контексте. Но соответствует ли этот негативный образ действительности? Давайте разберёмся!

Ислам — религия, учащая скромности и целомудрию. Множество запретов в исламе касаются проблемы охраны нравственности в обществе. Центральная идея ислама хорошо прослеживается в хадисе Посланника Аллаха (мир ему): «Я был послан для того, чтобы привить людям благой нрав» (Имам Малик, Муватта,Хуснуль-Хулк, 8).

 

К примеру, такая, казалось бы, старомодная в современных реалиях проблема, как соитие вне уз брака, резко осуждается исламом, и этому есть логичные причины. Так как задачей ислама является сохранение нравственного здоровья общества, эта религия запрещает прелюбодеяние (половой контакт вне брака). Но чем же оно плохо? Прелюбодеяние (аз-зина) не обязывает к каким-либо отношениям или ответственности - отсюда возникает почва для беспорядочной половой жизни, что чревато следующими проблемами:

во-первых, моральным разложением личности - человек начинает воспринимать любую свою прихоть (а половое влечение - одна из самых сильных прихотей) как некую данность, как следствие - человеку становится труднее сконцентрироваться на работе, а не на развлечении;

во-вторых - распространением венерических заболеваний (даже сейчас, многие люди не слишком активно пользуются контрацепцией);

в-третьих, прелюбодеяние ведет к увеличению числа беспризорных детей, либо неполных семей. Когда это разрастается до общепринятого положения, общество становится больным, так как поражено его ядро и хранитель морали — женщина. Именно женщина является хранителем нравственности в обществе и тем стержнем, на котором формируется фундамент общества — семья. Если женщина развращена или брошена, если ей приходится брать на себя роль мужчины, то в таком обществе, рано или поздно, начинается вырождение. Поэтому, ислам так яро отстаивает права женщины на сохранение целомудренности. Но какими способами ислам оберегает женщину? Выше уже стало понятно, что ислам порицает зина, и не просто порицает, но показывает, каким способом следует его избегать:

«Вы не приближайтесь к прелюбодеянию и остерегайтесь его, воистину - это мерзость и скверный путь» (сура «Аль-Исра», аят 32).

Из Тафсира Ас-Саади:

Запрет приближаться к прелюбодеянию — нечто большее, чем просто запрет совершать этот грех. Это значит, что Аллах запретил любые поступки, которые подталкивают человека к совершению прелюбодеяния или могут закончиться совершением этого греха. Воистину, если человек ходит вокруг заповедной земли, на которую ему не позволено ступать, то недалек тот час, когда он ступит на эту землю. Все это в полной мере можно отнести к прелюбодеянию, поскольку сердца многих людей испытывают тягу к этому отвратительному поступку.

В толковании разъяснено, что выражение «не приближайтесь к прелюбодеянию...» - это не просто запрет на совершение этого действия, но и запрет на совершение предшествующих этому действий. Все начинается со взгляда:

 

«Взгляд – это отравленная стрела шайтана».

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры» (сура «Нур», аят 30).

Первый шаг к совершению прелюбодеяния — взгляд. Намеренный или случайный, любой взгляд на запрещенное, а в данном случае - на оголённое женское тело. Посланник Аллаха (мир ему) сравнивал похотливый взгляд с отравленной стрелой Шайтана, которая попадает в сердце человека и отравляет его душу изнутри. Именно взгляд, а иногда и слух, запускает процесс, от которого человек постепенно приближается к совершению прелюбодеяния:

 

«Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (сура «Ми'радж», аят 36).

«Поистине, Аллах определил сыну Адама долю из прелюбодеяния, которую он обязательно получит. Прелюбодеяние глаз — смотреть на женщину, прелюбодеяние ушей — слушать ее, прелюбодеяние языка – разговаривать с ней, прелюбодеяние рук – дотрагиваться до нее, прелюбодеяние ног – идти к ней. Сердце же мечтает и хочет, а половой орган подтверждает всё это или опровергает».

Из хадиса стало ясно, что все действия, которые в той или иной мере приближают нас к совершению зина — запретны. Поэтому, исламом предусмотрены действия как со стороны мужчин, так и со стороны женщин, которые предупреждают вышеуказанные стадии развития незаконных отношений. В Коране дается решение этой проблемы:

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому...» (сура «Нур», аят 64).

 

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لِأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ ۚ ذَٰلِكَ أَدْنَىٰ أَنْ يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَحِيمًا

 

 

 

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «Аль-Ахзаб», аят 73).

 

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا ۖ وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ ۖ

 

 

 

Коран призывает предварять возникновение неблагонравных помыслов, защищая самое важное — взгляд. Для этого в аяте дается прямое повеление охранять свой взор от недозволенного. Также, Всевышний повелевает прикрывать женщинам свои красоты, надевая одежду, покрывающую их с ног до головы — хиджаб. Зачем женщине прикрывать всё свое тело? Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Все тело женщины является запретным для посторонних мужчин» (ат-Тирмизи). Всё тело женщины привлекает взор и интерес мужчины. Но, разумеется, полностью укрыть себя нельзя, ведь неизбежно будут те части тела, которые необходимо оголять в естественных жизненных ситуациях, поэтому сказано: «...за исключением тех, которые видны...», то есть за исключением тех частей тела, которые неизбежно останутся оголенными. К таким частям тела относятся: кисти рук; стопы ног; и овал лица. Эти части тела ислам позволяет не прикрывать.

Аллах повелевает женщинам быть скромными и хранить свою целомудренность, оберегая себя от излишнего внимания и взоров со стороны посторонних мужчин. Хиджаб скрывает женские красоты, на которые так и норовит упасть взгляд мужчины, который взбудоражит его фантазию и обострит желание овладения этой женщиной. Девушка, носящая хиджаб, предупреждает такое поведение мужчин в обществе хотя бы по отношению к себе, чем вызывает уважение к своей персоне, ведь она выполняет свою важнейшую функцию — сохранение нравственности. Помимо этого, женщина, носящая хиджаб, не только нейтрализует похоть в мужчинах, но показывает истинную красоту, кроющуюся в скромности и сокрытии некой загадки в себе. В конце концов, истинная красота складывается не столько из внешней привлекательности, сколько из внутренней гармоничности и личных качеств.

Хиджаб — это чистота помыслов, скромность и целомудрие. Это признак доброго нрава и непорочного сердца. В ношении хиджаба нет никакого притеснения прав женщин, а наоборот — это есть призыв охранять самое ценное в ней. Ежели женщина вознамерится растратить свое целомудрие, облачаясь в вызывающие одеяния, то это её право, так как любой имеет право на самоистязание и причинение вреда самому себе, но много ли в этих поступках целесообразности?

В арабском языке слово хиджаб также используется и в значении занавеса, шторы:

 

وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ

 

 

 

«…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» («аль-Ахзаб», аят 53).

Но и в этом аяте хиджаб не перестает выполнять свою основную функцию — сохранение границ нравственности в общении с посторонними мужчинами. «Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» - ислам создает такие условия во взаимоотношениях мужчин и женщин, чтобы для предпосылок к прелюбодеянию и дурных помыслов оставалось как можно меньше места. В одном аяте Коран призывает потуплять взоры в любом случае, в другом аяте указывается на необходимость облегчить эту задачу путем облачения в хиджаб, а в третьем говорится о том, что общаться в домах с чужими женами следует через занавес.

Хиджаб — это естественный выбор благонравной женщины. В Коране сказано:

 

يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ

 

 

 

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако, одеяние из богобоязненности лучше…» («аль-Араф», аят 26).

В этом аяте проводится тонкая параллель между ношением одежды и богобоязненностью, то есть благонравием. Поэтому хиджаб — это не просто одежда, это одно из забытых современным обществом средств защиты от морального разложения. Ведь, как ни странно, хиджаб не является чем-то присущим только мусульманам, ведь покрытие головы для женщин является обязательным и у христиан:

В послании Павла к коринфянам говорится:

 

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая».

В Египте II века христианский богослов Климент Александрийский писал:

«В церковь муж и жена должны идти прилично одетые, походкой не напускной, храня молчание, к ближним пламенея нелицемерной любовью (Рим. 12:9; 2 Кор. 6:6), чистые телесно, чистые сердцем, настроенные к молитве. От жены в особенности желательно, чтобы она выходила из дома совершенно закрывшись. Это сообщает ей вид степенности, но и для высматривателей она остается невидимой, так что никакого преткновения из сего не выйдет ни для нее самой, ибо ее глаза нравственной стыдливостью и покрывалом будут прикрыты, но и никакому постороннему мужчине собой она греха не навяжет, доколе лица не откроет. Так хочет этого Логос; для женщины это прилично, чтобы она молилась с покрывалом на лице» (Климент Александрийский, «Педагог»). Как видим, ношение головного убора и покрытие всего тела с давних времен считалось нормальной и даже необходимой практикой. И только современность преподносит нам этот важный аспект охраны общественной морали и здоровья как некий пережиток прошлого, не предлагая ничего взамен, а только усугубляя сложившуюся ситуацию. Безнравственность захлестнула все слои общества так, что внутри него стали происходить страшные метаморфозы, такие как женоподобие у мужчин и мужеподобие у женщин. Изнеженные дарами цивилизации и вседозволенности, все больше мужчин и женщин отходят от своего естественного природного состояния, предаваясь своим страстям. У такого общества не может быть будущего - и именно поэтому хиджаб, как средство оздоровления общества, важен как никогда, и пока современное общество не поймет это, мы так и будем идти по пути вырождения.