Участь притеснителя и равнодушного

Как часто мы проверяем себя на предмет соблюдения нами прав окружающих нас людей? Думаем ли мы над тем, что причиняем кому-то страдания или, быть может, проявляем равнодушие к несправедливости и попирании прав других? Попадаем ли мы под описание Пророка (мир ему) в хадисе: «Мусульманин — это человек, рядом с которым люди чувствуют себя в безопасности за свои жизни и имущество…», «Лучший верующий тот, у кого самый лучший и покладистый характер…»? Чувствуют ли люди спокойствие, находясь рядом с нами или, быть может, мы успели зарекомендовать себя не с лучше стороны? Все это — очень важные вопросы в нашей жизни. Ведь именно благодаря постоянному самоконтролю и корректировке личности, следуя объективной внешней критике, мы способны приблизиться к заветному образу мусульманина, описанному Пророком (мир ему).
Каждый день мы сталкиваемся с людьми, ведём дела, беседуем, конфликтуем и, порой, не замечаем за всем этим, что могли пренебречь каким-то очень важным аспектом в отношении этих людей. Лишний жест, слово, действие могут отложиться в сердцах окружающих нас. А грубое поведение или открытое притеснение прав не должны даже рассматриваться, как возможный вариант взаимоотношений.
Для того, чтобы лучше понять позицию мусульманской нравственности в этом вопросе необходимо ввести новое понятие, регулярно используемое в обиходе мусульманина — хакк. Хакк — в переводе с арабского обозначает право, долг и используется для обозначения принадлежащего по праву искупления за что-либо. Например, говорят: «на тебе мой хакк», тем самым, пытаясь разъяснить, что человек либо что-то задолжал спрашивающему, либо каким-то образом нарушил его права. Также говорят: «Прости мне мой хакк». В Исламе очень много уделяется внимания соблюдению прав окружающих людей, ведь в Коране и Сунне (жизнеописании Пророка) говорится о Дне Расчета, в котором все дела будут взвешены, каждому будет воздано по заслугам и все смогут рассчитаться друг с другом за все содеянное в мирской жизни. Любое нарушенное право будет непременно искуплено в День Великого Суда. Человек будет иметь возможность забрать свой хакк со всех, кто когда-либо его обидел. Этот процесс может происходить разными путями: Всевышний может забрать благие деяния притеснителя и положить их в копилку притесненного, тем самым, сделав тяжелее его чашу благих деяний. А может отдать его грехи притеснителю и облегчить чашу дурных дел. В любом случае, человек, поправшего чье-либо право и пренебрегшего положением и чувствами другого в этой жизни, предстанет перед тяжким испытанием в загробном мире, ведь итог расчета в День Великого Суда предопределяет нашу судьбу в вечной жизни и шанса изменить его уже никогда не представится. Только подумайте: одна наша оскорбительная фраза, брошенная в сердцах, или неправомерное поведение, встречающееся в нашей жизни повсеместно, могут круто повлиять на нашу судьбу в вечности! А иногда человек преступает черту настолько, что его настигает наказание уже в этой жизни.
В книге «Жемчужина проповедников» приводится следующая притча: «Однажды, один рыбак поймал рыбу. Но у него её силой отобрал один бесстыдный человек. Рыбак в отчаянии вознес руки в молитве и произнес: «о мой Господь! Ты создал меня слабым, а его создал сильным, да так, что он притесняет меня! Нашли на него что-нибудь из своих творений (что сильнее его) и сделай его назиданием для всех». После этого, бандит съел нечестно присвоенную рыбу и его сразил страшный недуг. В руках и ногах поселились черви и пожирали его изнутри. Он долго терпел, пока не кончились силы и терпение и он не решился отрубить себе руку. Во сне к нему пришел человек и сказал: искупи свою вину и болезнь отступит. Проснувшись на следующий день, он сообразил в чем дело и немедленно отправился к тому самому рыбаку. Прибыв к нему, несчастный молил о прощении за содеянное и в качестве искупления дал тому десять тысяч дирхамов. Рыбак простил притеснителя и, как было обещано, недуг отступил». Конечно в нашей жизни не всегда можно стать свидетелем подобного, но необходимо знать, что рано или поздно каждый получит по заслугам. И если в этой жизни человек живёт, попирая права слабых, не неся за это ответ, то можно со всей уверенностью сказать, что этого человека ждет суровый расчет в жизни грядущей. А ведь расчет в жизни вечной намного тяжелее, сказано в Коране: «…и наказание в следующей жизни намного ужасней, если бы вы только знали» (Перо 33).
Но не только несправедливость как таковая есть порок: пособничество этому в виде равнодушия не меньшее преступление, ибо сказано в хадисе: «Тот, кто умалчивает правду, подобен немому Сатане».