Дата и время
- - - - - - - - - - - - - - - - -

Ваххабизм. О заблуждениях последователей Ибн Абдуль Ваххаба

25 января 2017
article265.jpg

Уважаемые братья и сёстры!

Сегодня мы расскажем о заблуждениях последователей ибн Абдуль-Ваххаба и объясним каким образом они появились и чем их воззрения отличаются от Ахлис-Сунна валь-Джамаа.

 

Людей, которые следуют учению Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в исламском мире принято называть ваххабитами, либо салафитами. Ибн Абдуль-Ваххаб является основателем и распространителем Ваххабизма (по-другому Салафизма). Он был родом из восточной части Аравийского полуострова, из провинции Нажд. Родился в 1111 г. по hиджре (1691 г.), умер в 1206 г. по Хиджре (1786 г.). Он прожил около ста лет, что способствовало распространению этой ложной идеологии на территории широкой географии. В юности ибн Абдуль-Ваххаб обучался религиозным знаниям в г. Медине. Однако, уже тогда окружавшие его сверстники и учителя замечали в нем вызывающее поведение, неадекватные отзывы о господствующей идеологии, аморальное поведение и беспричинную брань в адрес властей и режима Османского государства.

В своем поведении он отличался пренебрежением к общепринятым морально-нравственным устоям, непризнанием любых авторитетов, кроме своего ума и личного мнения. Его отец Абдуль-Baххaб ибн Сулейман был богословом и исполнял обязанности кады (шариатского судьи) Нежда, а его брат Сулейман ибн Абдуль-Baххaб был видным исламским теологом, который в последствии написал труд под названием «Ассаваик-уль- Иляхиййа», посвященный опровержению взглядов ваххабизма. Замечая неблаговидные поступки Мухаммада ибн Абдуль-Baххaбa и проявление его упрямства во многих религиозных вопросах, отец пытался его уберечь от ошибок и всячески наставлял, однако осознав тщетность своих усилий, он стал первым, кто осудил ибн Абдуль-Baххaбa в ереси. Также одним из тех, кто пытался вразумить сбившегося с пути богослова, был его бывший преподаватель, он писал ему: «...ведь ты сам отклонился от верного пути - пути большинства. Если и называть кого-то неверующим, то точнее всего это определение подойдет к тому, кто отклонился от пути мусульманского большинства, ведь таким образом, он следует не по пути верующих».

 

Немаловажную роль в формировании собственного религиозного видения ибн Абдуль-Baххaбa сыграл некий человек по имени Абдуллах ибн Ибрахим ибн Сайф, с которым он повстречался в Медине, когда отправился один в паломничество. В последствии Мухаммад сам рассказывал о своем наставнике: «Спросил меня, однажды, шейх: «Хочешь я покажу тебе оружие, которое я приготовил против жителей оазисов?(то есть против жителей Аравийского полуострова)»,я ответил: «Да», тогда он ввел меня в дом, где было много книг. Он сказал мне, указывая на эти книги: «Вот что мы приготовили для них». Тем самым ибн Абдуль-Baххaб намекал на то, что его мединский учитель уже тогда готовил какое-то идеологическое оружие, для того, чтобы посеять раскол в арабском обществе. Долгое время ибн Абдуль-Baххaб скитался по Аравийскому полуострову, сменяя один город на другой, все больше распространяя свои идеи, находя себе новых сторонников и врагов. Для более скоротечного распространения своей идеологии ибн Абдуль-Ваххаб установил связь с известными политиками и влиятельными людьми из провинциального города Ад-Дария (на востоке Аравийского полуострова), и те, заинтересованные в укреплении и распространении своей политической власти, узрели в ибн Абдуль-Ваххабе потенциал для создания твердой идеологической подоплеки с целью развертывания действий против текущего режима Османской империи и захвата власти в регионе в свои руки. Они оказали поддержку движению ибн Абдуль-Ваххаба, предоставив ему армию. В результате совместных усилий, им удалось подчинить себе племена бедуинов- кочевников, пополнивших ряды их войск. Не имевшие необходимых познаний в религии, эти люди поддались лже-проповеди «искусителя», разрешавшего физическое устранение несогласных со своим учением и конфискацию их имущества.

 

Одним из передовых сторонников распространения ваххабизма был сам правитель города Ад- Дария Мухаммад Ибн Сауд из племени Бану Хунайфа (из этого же племени был Мусайлима Аль- Каззаб, провозгласивший себя Пророком еще при жизни Пророка Мухаммада (мир ему)). После смерти принца Мухаммада Ибн Сауда, политическую линию отца продолжил его сын — Абдуль - Азиз ибн Мухаммад ибн Сауд. Такая мощная поддержка обеспечила ибн Абдуль-Ваххабу и его последователям успех в деле завоевания реальной политической власти и заполучения общественного влияния. Само же семейство ибн Сауда в итоге стало во главе нового автономного гос.образования под названием Саудовская Аравия.

 

Несмотря на осуждение действий и идеологии ибн Абдуль-Ваххаба многими видными мусульманскими теологами своего времени, и неоднократные поражения ваххабитов в религиозных диспутах, движение это крепло все больше и больше, подпитываясь симбиотической связью с жадными до власти политиками из семейства Сауд.

 

На территории Саудовской Аравии находятся священные для мусульман места и города. Главная святыня ислама — Священная Кааба находится в городе Мекке, который на протяжении всей своей истории был и остается по сей день местом паломничества огромного количества верующих людей. Города Мекка и Медина имеют глубокое сакральное значение для мусульман, ведь именно в этих городах взошли первые ростки исламской цивилизации. Мекка, как город поместивший в себе древнее святилище — Каабу, была священным городом еще задолго до ислама, а с его распространением только укрепила этот статус - она стала плацдармом для первого призыва к исламу. Медина известна в мусульманской истории как город, приютивший Посланника Аллаха (мир ему) и его последователей, и ставший колыбелью для будущего великого мусульманского государства — Арабского Халифата.

 

Мусульмане всего мира почитают эти города, святыни и огромное количество памятных и исторических мест. Ежедневно по пять раз в день мусульмане во время молитвы обращаются в сторону Каабы, которая находится в Мекке. Территория современной Саудовской Аравии подарила мусульманскому миру огромное количество блистательных ученых и именитых теологов, ораторов, проповедников и духовных гуру. На протяжении 1200 лет после прихода в эти земли ислама и кончины Посланника Аллаха (мир ему), здесь чтились заповеди традиционного ислама Ханбалитского толка, а господствующим учением в вопросах вероубеждения (акида) было учение имама Абуль- Хасана Ашари. В исторических записях приведены свидетельства проведения местными мусульманами праздничных мероприятий, посвященных дню рождения Посланника Аллаха (мир ему), разного рода благородных собраний с целью духовно-нравственного просвещения, во время которых произносились слова поминания Всевышнего (зикр) и читались аяты Священного Корана. В современной Саудии подобные собрания (маджлисы), описанные в этих книгах, считаются ересью согласно действующему ваххабитскому законодательству и потому уже долгое время прилюдно не проводятся. Однако эти традиции сохранились там, куда чума салафизма еще не успела проникнуть. Одним из таких оплотов традиционного ислама на территории РФ всегда было татаро-башкирское мусульманское духовенство, сохранившее верное понимание ислама, перенятое ими от сподвижников Пророка (мир ему) сотни лет назад.

 

В этой связи прискорбно осознавать тот факт, что главные святыни ислама перешли под власть людей, попирающих исконно-мусульманские принципы, оскверняющих память Пророка (мир ему) и его славных сподвижников, уничтожая бесценные реликвии, связанные с их историей.

 

По официальной версии государственной идеологией Саудовской Аравии на сегодня является суннитский ислам Ханбалитского толка, но в действительности это не так. Ханбалитский мазхаб, проповедуемый саудитскими богословами представляет собой абсолютный ваххабизм. Так давайте же разберемся в чем отличие ваххабизма от традиционного ислама.

 

Истоки ваххабизма находят свое начало во взглядах хариджитов. Хариджиты (от ар.слова «хурудж» - выходить, в данном контексте — обособляться) считаются прародителями экстремизма в исламе. Впервые они появились в 657 году н.э. в результате возникшего конфликта между двумя претендентами на пост халифа: между Али и Муавией, который стороны хотели решить мирно. Такой подход к делу не был по нраву некоторым фанатичным сторонникам Али, потому они откололись от его армии в количестве 12 тысяч человек, объявили вероотступниками и Али и Муавию и всех, кто за ними последовал. Разумеется, с точки зрения ислама такое поведение неприемлемо. Посланник Аллаха (мир ему) завещал подчиняться своим халифам, ибо они считаются наместниками Аллаха на Земле. К тому же Благородный Али (да осветится его лик) действовал строго в рамках шариата, пытаясь найти мирный путь урегулирования конфликта, дабы не допустить повторное кровопролитие. Однако, крайняя форма агрессии ко всем, кто не разделяет их взгляды, чрезмерность, жесткость, переходящая в жестокость, фанатичность во взглядах, и абсолютная убежденность в собственной правоте этой группы, не позволила объективно поразмыслить над этим. Благословенный Али (да осветится его лик) решил прокомментировать эту ситуацию: пригласил знающих людей и повелел принести Коран:

 

«О, Коран, ты расскажи людям!» Чтецы со всех сторон стали выкрикивать: «О, повелитель правоверных! То, к чему ты обращаешься, это бумага, на которой написано чернилами, мы же расскажем то, что нам передано из него. Что же тебе рассказать?» Повелитель правоверных сказал: «Между мной и ими (т. е. Муавией (да будет доволен им Аллах) и его сторонниками) решает книга, Всевышний в Коране говорит: «А если вы побоитесь разногласий (т. е. узнаете о разногласиях) между ними (т. е. мужем и женой), то отправьте третейского судью (т.е. справедливого и сведущего человека) из его родственников и третейского судью из ее родственников. Если они оба захотят разрешить разногласия, Аллах пошлет им согласие» («Рухуль баян», т. 2, с. 249). Поистине, община Пророка (мир ему) имеет больше крови, чем у мужа и жены, и права общины более святы, чем права супругов. И еще они (хариджиты) обвиняют меня в том, что я в договоре с Муавией (да будет доволен им Аллах) написал «Али бин Абуталиб», а не «повелитель правоверных», и что якобы я этим отрекся от поста халифа. Поистине, и Пророк (мир ему) при договоре с курайшитами написал не «Посланник Аллаха», а «Мухаммад бин Абдуллах», и Всевышний говорит в Коране: «Поистине, в Посланнике Аллаха есть для вас хороший пример для тех, кто надеется на вознаграждение Аллаха и боится Дня суда» («Хазин», т. 3, с.1417).

 

В такой элегантной форме, используя сильнейшую аргументацию с отсылками на самого Пророка (мир ему) и текст Священного Корана, Благословенный Али опроверг претензии хариджитов.

Также в хадисе, переданном Бухари, говорится, что когда Пророк (мир ему) раздавал золото, которое прислал Али бин Абуталиб (да будет доволен им Аллах), он раздал его определенным людям. Кому, как не ему, знать это? И в это время к нему подошел человек с впалыми и злобными глазами, с выступающими скулами, выпуклым лбом, большой отпущенной бородой, бритой головой и закатанными брюками (в достоверных хадисах передано, что это был Зуль-Хувайсира из племени бану Тамим) и, обратившись к Мухаммаду (мир ему), сказал: «Побойся Аллаха, о, Мухаммад!» Пророк (мир ему) ответил: «Кто будет послушен Аллаху, если я буду непослушным?! Мне доверяет Аллах, ты ли мне не доверяешь?!» Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, Посланник Аллаха, разреши мне отрубить голову этому мунафику (лицемеру)». Пророк (мир ему) ответил: «Оставь его, иначе люди будут говорить, что Пророк Мухаммад начал убивать людей из своего окружения». Затем этот человек ушел и Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Из его потомства появятся люди, которые будут читать Коран, но смысл его не дойдет ниже их глоток. Они будут вылетать из религии, наподобие стрелы, вылетающей насквозь из пробитой дичи. Они будут убивать мусульман, оставив многобожников...».

 

Посему салафитов, обвиняющих остальных в неверии, отвергающих основополагающие принципы традиционного ислама, не признающих авторитета мусульманских наук, знания которых накоплены огромным количеством выдающихся ученых-богословов на протяжении 1200 лет до появления ваххабизма, отличающихся крайностью во взглядах и проявлением жестокосердия и презрения к неверующим людям и еще большей ненависти к мусульманам, не разделяющим их взгляды, по праву называют хариджитами современности.

 

Наиважнейшим постулатом ваххабизма является призыв к единобожию — таухиду, что, разумеется, никак не противоречит исламу. Ошибкой ваххабизма является, вновь, чрезмерность и фанатичность в этом вопросе, создающая огромное количество идеологических эксцессов.

Ибн Абдуль-Ваххаб утверждал, что он образовал это течение якобы для очищения вероубеждения по вопросу Единобожия и освобождения его от ереси, что, несомненно, в определенной степени было справедливо, ведь иногда несведущие люди, совершая тот или иной вид поклонения, могут ошибаться и по незнанию совершать ширк (антипод единобожия — язычество, идолопоклонничество). Как, допустим, это было с некоторыми арабскими племенами, молившимися на могилах святых, обращая свои мольбы к самим усопшим, а не просто пользуясь благодатью этого места, для своей мольбы к Богу. Подобного рода заблуждения должны быть искоренены. С этой точки зрения ваххабизм начал полезную профилактику, однако перегнул палку и вместо того, чтобы отучить людей молиться святым, они начали разрушать могилы праведников и благородных сподвижников Посланника Аллаха (мир им всем), тем самым совершив непростительный акт вандализма над памятниками мусульманской культуры и идеологии. Подобная фанатичность в делах — характерная черта поведения ваххабитов — хариджитов нашего времени.

Также отличительной чертой салафитского течения является толкование Корана и хадисов на свое усмотрение, полностью отвергая научный подход к толкованию, сформированный учеными ислама на протяжении сотен лет, в соответствии с учением и подходом к толкованию самого Посланника Аллаха (мир ему). Они часто неверно цитируют Коран и хадисы, изымая слова из контекста, или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их утверждения, или же не признают эти хадисы, называя их «слабыми». Ваххабиты это те, кто идут по пути уничтожения Ислама изнутри, искажая истинный смысл Корана и хадисов. Мы хотим объяснить некоторые самые основные заблуждения последователей этого течения:

 

 

 

 

 

 

 

1) Одним из главнейших отступлений от постулатов общепринятого ислама являются антропоморфические взгляды последователей салафизма, которые они черпают из неверного толкования муташабих аятов и хадисов. Нотебене: Муташабих аяты - неясные, трудно понимаемые аяты Корана которые нуждаются в предположениях. О существовании таких аятов сказано в Коране: «Он — тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования. А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]. Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха. Сведущие в знаниях говорят: «Мы уверовали в него. Весь [Коран] — от нашего Господа». Но только разумные мужи следуют назиданиям.» (3:7)

 

 

 

 

 

 

 

 

В Коране присутствуют аяты с иносказательным смыслом, в которых Всевышний употребляет для описания себя присущие человеку понятия, такие как: рука; глаза; лицо и т.д.. Приверженцы салафитского учения понимают эти аяты буквально, делая вывод о существовании у Аллаха реального тела из плоти и крови. Ученые Ахлис-Сунна валь-Джамаа сошлись на мнении о том, что толкование этих аятов лучше игнорировать во избежание неверного понимания заложенного в них смысла, ибо антропоморфизм противоречит самому принципу осмысления в исламе Бога как Творца. В Коране сказано: «Нет ничего подобного Ему. Он Слышащий, Знающий» (42:11)

 

 

Этот аят представляет собой центральный аргумент, на который ссылались благородные сподвижники Пророка (мир ему), в частности четвертый праведный Халиф и один из ближайших сподвижников Посланника Аллаха (мир ему) Али ибн Абу Талиб (да осветится его лик) при рассмотрении данного вопроса. Есть его изречение на эту тему, он сказал: «Был Аллах, и не было ничего, кроме Него (ни времени, ни пространства). И сегодня Аллах остался таким же, каким был до сотворения Вселенной». Из этих аргументов следует вывод об абсолютном отсутствии малейшего сходства Бога со своими созданиями, а значит и то, что Он не только не подобен человеку, с его руками, глазами и органами жизнедеятельности, но также совершенно не привязан к этой вселенной через время, пространство и все, что ей присуще. Это понимание первых мусульман, живших бок о бок с Посланником Аллаха (мир ему), общавшихся с ним непосредственно и черпавших информацию из первоисточника. Они были так называемыми «саляфами», то есть первопроходцами в исламе, на мнение которых любят ссылаться сами приверженцы салафизма.

 

2) Следующей особенностью Салафитского движения является полное неприятие следования мазхабам (школам шариатского права в суннитском исламе: ханафи; шафии; малики; ханбали). Убеждения ваххабитов сводятся к тому, что нужно следовать не мнениям определенных людей, которые основали эти школы, и которым мусульмане следуют уже вторую тысячу лет, а Корану и Сунне непосредственно. На первый взгляд такой подход кажется довольно справедливым, однако он в корне неверен. Несведущий человек не может опираться непосредственно на Коран и Сунну, так как у него просто нет достаточных знаний, чтобы понимать заложенный в нем смысл, читать послание меж строк, улавливать иносказания и тому подобное. В Коране сказано:

 

 

 

 

 

 

«Я тебе ниспослал Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им» (ан-Нахль 44).

 

 

Этот аят прямо указывает на необходимость в дополнительном разъяснении коранического послания для людей, что и осуществлял в свое время сам Посланник Аллаха (мир ему). Недаром он сказал: «Кто толкует Коран по своему разумению (без соответствующих знаний), пусть готовит себе место в Аду». Из этого следует, что для толкования аятов и хадисов необходимо знание, которого нет у каждого встречного, а есть оно только у определенных людей:

 

 

 

 

 

 

«Сравнятся ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9)

 

 

 

 

 

 

 

«Если вы не знаете, то спрашивайте людей науки». (21:7)

 

 

Кто же такие «люди науки»? При жизни Пророка (мир ему) сподвижники спрашивали его, и Пророк (мир ему) отвечал им. Пророк (мир ему) посылал к разным племенам и народам своих сподвижников для призыва людей к Исламу, и эти люди могли спросить уже у сподвижников. После того, как Посланник Аллаха (мир ему) покинул этот мир, сподвижники спрашивали у самых знающих из них. Подобное происходило и во время табиинов (последователей сподвижников). Жившие позже них имамы четырех мазхабов были самыми знающими людьми своего времени. Имам Абу Ханифа; имам Малик; имам Шафии; имам Ахмад Ханбали не придумывали что-то новое, отличное от того, что было во времена Пророка (мир ему), сподвижников Пророка и их последователей. Все их шариатские решения основывались строго на Коране и Сунне. Имамы мазхабов сконцентрировали в своих школах всю необходимую информацию для правильного и неукоснительного следования букве Корана и хадисов. Для того, чтобы правильно и без искажений понять Коран и хадисы, необходимо обладать очень большим уровнем знаний во многих науках. Следует знать в совершенстве арабский язык, грамматику этого языка, такие науки, как морфология, лингвистика, логика, риторика и т.д.. Следует также знать историю и время ниспослания всех аятов Корана. Знать, по какой причине был ниспослан аят или приведен хадис, знать очередность ниспослания. Различать, какие аяты имеют общий смысл, а какие - особый, какие аяты имеют прямой смысл (мухкамат), а какие иносказательный (муташабихат), какие аяты являются опровергающими предыдущее решение (насих), а какие являются опроверженными решениями (мансух), какие аяты предлагают условия(мукайяда), а какие являются свободными от условий (мутлак) и т.д.. Люди, вобравшие в себя весь спектр необходимых знаний называются учеными. Но ученые не могут основывать свой собственный мазхаб, для этого среди них есть избранная каста ученых, называемых муджтахидами. Муджтахиды — это высокопоставленные ученые — богословы, достигшие совершенства во всех науках, связанных с Кораном и Сунной. Одним из условий иджтихада (быть муджтахидом) является актуальность этого явления на данный момент. Согласно мнению Суннитского мусульманского сообщества возможность стать муджтахидом канула в лету после четырех имамов — основателей традиционных мазхабов. Причиной этому служит то, что в свое время они провели исчерпывающую работу над систематизацией коранических знаний и наук. Следование муджтахидам необходимо не только в правовых вопросах (амаль), но и в вопросах богословия и вероубеждения (акида). Общепринятыми школами в этом направлении являются Матуридия и Ашария. Раздел мусульманского богословия «Вероубеждение» (акида) рассматривает фундаментальные вопросы, формирующие идеологическую основу ислама. Акида представляет собой некий фонд догматов и представлений, необходимых для построения мусульманского мировоззрения в соответствии с тезисами, и идеями, провозглашенными пророком Мухаммадом (мир ему) и Кораном. Сюда входят вопросы о представлении сущности Бога; ангелов; джиннов (существ потустороннего мира); вопросы предопределения судьбы человека и т.д.. Различия между Матуридия и Ашария незначительны, и не касаются основополагающих тезисов, в отличии от акиды Салафизма, призывающей к вере в антропоморфность Бога, в Его привязанность к пространству и времени, критикующей следование мазхабам как в вопросах поклонения, так и в вопросах веры. Однако, необходимо указать на наличие в этом призыве явной логической ошибки, ведь призывая к отказу от общепринятых мазхабов, ваххабиты, создают свой собственный мазхаб, в котором имеются свои авторитеты, в лице ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и прочих. Основываясь на этом факте, логичным выводом будет следовать тому, что имеет за собой многовековую традицию, огромное число последователей и более достоверную аргументацию.

 

3) Некоторые радикальные последователи Салафизма запрещают посещение могил праведников, в особенности могилы Посланника Аллаха (мир ему) и совершение там дуа. Причина этого — желание ограничить для людей возможность поклонения самому Пророку, либо разного рода праведникам, вместо Аллаха, а значит и не допустить возможность совершения Ширка. Намерение, разумеется, благое, однако методы противоречат общепринятым в исламе. Данные группы лиц не предпринимают каких-то цивилизованных и умеренных попыток урегулирования ситуации, а подходят к вопросу с присущей им фанатичностью и крайностью во взглядах. Примером может служить варварское уничтожение боевиками запрещенной в России организации ИГИЛ могил праведников и святых ислама, таких как могила великого ученого-хадисоведа имама ан-Навави и современника Посланника Аллаха (мир ему) благочестивого Увейсиля Карани, о котором упоминал в хадисах сам Посланник Аллаха (мир ему). Подобные акты вандализма никак не вписываются в картину известного нам ислама, переданного нам от Пророка (мир ему). Ведь мусульмане никогда в своей истории не уничтожали даже святынь христиан и иудеев, когда тот или иной город переходил под юрисдикцию мусульман, не то чтобы свои собственные. Посещение могил в исламе не просто является дозволенным действием, но даже очень желательным, о чем свидетельствуют некоторые аяты Корана, а также множество хадисов. Приведем некоторые из них:

 

 

 

«И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой» 9:84

 

 

Этот аят запрещает молиться о лицемерах, а также стоять над их могилами. Контекст данного аята исключает дозволенность посещения могил лицемеров, но не посещение могил в принципе, значит посещение могил верующих дозволено, как это показал на своем примере Пророк (мир ему), посетив могилу женщины, которая часто убирала мечеть. Посланник Аллаха (мир ему) в начальный период распространения Ислама запрещал посещать могилы до тех пор, пока окружающие люди не обретут истинное понимание основ религии (тогда среди окружающих племён всё ещё были свежи обряды язычества). В хадисе, переданном Муслимом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и аль-Хакимом, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) после того, как люди получили правильное понимание религии, сказал: «Я раньше запрещал вам посещение кладбища, теперь же посещайте его». В некоторых версиях Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Посещение кладбища напоминает о загробной жизни, прерывает мирские наслаждения и удовольствия, избавляет сердце от беспечности». Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах): «Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль- Байхаки.

 

4) Помимо этого ваххабизм объявил ересью (ширк) прошение у Посланника Аллаха (мир ему) заступничества — шафаата (истигаса) и совершение религиозных практик, в которых верующий стремится приблизиться к Аллаху посредством упоминания в своих молитвах Посланника Аллаха (мир ему), либо другого праведного раба Аллаха (тавассуль). Пример тавассуля: «О Аллах! Прими мои молитвы во имя твоего любимого Посланника Мухаммада (мир ему)». Пример истигаса: «О Посланник Аллаха! Прошу твоего заступничества (шафаат) пред Всевышним в День Суда». Необходимый акцент нужно сделать на то, что это будет ересью, согласно традиционному исламу, только в том случае, если человек будет молиться самому Посланнику Аллаха (мир ему), веря в то, что это именно он ниспосылает испрашиваемые блага. Если же человек верит в то, что Творец и Благодетель лишь Аллах и молитва обращена только к Нему, а упоминание Посланника Аллаха (мир ему) лишь средство для создания более благоприятных условий для принятия мольбы (подобно тем условиям, описанным в хадисах, которые должен соблюсти мусульманин для принятия своих дуа, таких как: очищение от харама; совершение фарзов и т.д.), то в таком случае в этом нет ничего предосудительного. В традиционном исламе тавассуль и истигаса не только не запрещены, а наоборот являются поощряемыми деяниями. Доказательством тому служит огромное количество свидетельств совершения тавассуля и истигаса многими видными мусульманскими учеными — богословами на протяжении всего существования ислама: Ибн Абу Вафа Куршия; Ибн Нажим; Ибн Худжати Хамави; Имам Камалуддин ибн Гамам; аль-Калябизу аль-Бухари и др.. Сообщается от Шабия, что Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Произошёл такой случай после Пророка (мир ему) и я не знаю, как на это посмотрит Пророк (мир ему). Не хороните меня рядом с Пророком (мир ему), я не желаю этого, поскольку не знаю, каково моё состояние теперь. Затем сделала дуа посредством материи от рубашки Пророка (мир ему) и попросила положить этот кусок материи на её грудь, когда будут хоронить, чтобы уберечься от наказаний в могиле» (Итхафу Мутакин бишархи Ихьяи Улюму дин, 2/130). Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб прибег к тавассулю через Ибн Аббаса (милость Аллаха с ними) для того, чтобы испросить дождя, и Ибн Аббас не отверг этого. То, что Умар Ибн аль-Хаттаб совершил тавассуль через Ибн Аббаса (милость Аллаха с ними), а не посредством Пророка (мир ему) и его могилы, мудро, поскольку так он проявил уважение и возвысил родных Пророка. Таким образом, совершая тавассуль через Ибн Аббаса, Умар, в действительности совершил тавассуль через Пророка (мир ему). проявив уважение к его семье. В пользу дозволенности тавассуля при жизни Посланника Аллаха (мир ему) говорит следующий хадис: «Слепой человек пришёл к Пророку (мир ему) и попросил: «Обратись к Аллаху, чтобы Он исцелил меня». Пророк ответил: «Если ты желаешь, я совершу мольбу за тебя, а если пожелаешь проявить терпение – то это лучше для тебя». Слепой сказал: «У меня нет поводыря, и это сложно для меня». И тогда Пророк (мир ему и благословение) повелел ему тщательно совершить омовение и обратиться к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, я молю тебя и обращаюсь к тебе посредством Пророка Мухаммада, пророка милости. О Мухаммад, я обращаюсь посредством тебя к Аллаху, чтобы Он исполнил мою нужду. О Аллах, прими его заступничество за меня». Здесь яблоком раздора является не сам тавассуль, а тавассуль через Пророка (мир ему) именно после смерти, в силу неопровержимости доказательств в пользу приемлемости тавассуля как такового. Доказательством дозволенности совершения тавассуля через Посланника Аллаха (мир ему) после смерти является следующий аят:

 

 

 

«Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого». (2:154)

 

 

Этот аят указывает на особое положение людей, положивших свою жизнь во имя ислама, запрещая говорить о них после смерти как о мертвецах. Несомненно, наибольший вклад в дело развития ислама сделал сам его основатель — Мухаммад Мустафа (мир ему), а значит аят утверждает, что он жив, однако находится в недосягаемости для наших органов чувств и способов восприятия, что указывает на дозволенность тавассуля через него. В дополнение к утверждению о способности мертвых слышать и понимать живых, а значит и отвечать на их вопросы служит аят:

 

 

 

«Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (3:170).

 

 

Из сказанного следует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки. А также хадис: После великого сражения при Бадре Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему), обращавшегося к убитым неверным: «Разве эти трупы язычников слышат твою речь?». На это Пророк (мир ему) ответил: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».

 

5) Ваххабиты считают недопустимым чтение Корана и передачу вознаграждения (саваб) от прочитанных аятов умершим людям. Это противоречит многовековой традиции и хадисам Посланника Аллаха (мир ему). Приведем Хадис, который передал Имам Аль-Куртуби: «Однажды Пророк Мухаммад (мир ему), проходя между двумя могилами мусульман, остановился и сорвал ветвь с пальмы. Затем он разломил ее надвое и воткнул одну часть в одну могилу, а вторую – в другую. Затем сказал: «Быть может, это поможет им»». Пророк сделал это по той причине, что растение по Воле Аллаха, совершает зикр - поминание Аллаха, до тех пор, пока цветет. Об этом свидетельствует аят:

 

 

 

«Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» (17:44)

 

 

Известный ученые такие как Имам Ан-Навави и имам аль-Хаттаби, опираясь на упомянутый хадис, сказали: «Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Если от зикра дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и прошение у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана (над могилой) более благодатно и вероятно». Передается, что сын ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, завещал, чтобы на его могиле была прочитана вторая сура Священного Корана, «аль-Бакара». Ханафитские ученые - богословы обосновывают реальность пользы передачи саваба умершим следующими хадисами: «Кто идя меж могил, прочитает «куль хува ллаху ахад» одиннадцать раз, а затем дарует награду (саваб) умершим, тому будет воздано по количеству покоящихся (на кладбище)». «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то Аллах облегчит участь их (покоящихся на кладбище)». Передается, что Абу Бакр ас-Сыддык процитировал слова пророка Мухаммада: «Кто посетит могилу родителей своих или одного из них и прочитает там «Ясин», тому будут прощены прегрешения» .

 

Пусть Всевышний Аллах, поможет нам следовать по правильному пути. Сделает нашу веру совершенной, и поможет нам узреть истину. Аминь.